Детский сад

Детский сад № 1488 является дошкольным отделением (модулем) Центра образования № 109. В детском саду осуществляется комплексная медико-психологическая диагностика детей, с целью раннего выявления их склонностей и способностей. Цели и задачи детского сада в адаптивной школе формулируются следующим образом:
1. Создание условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей четыре аспекта:
- мотивационно-потребностный;
- интеллектуальный (и речевой);
- произвольно-регуляторный.
2. Для достижения поставленной цели в детском саду средствами создания системы развивающих ситуаций решаются следующие задачи:
- сенсорное и когнитивное развитие детей;
- развитие коммуникативных навыков;
- деятельностно-практическое развитие детей.
3. Учитывая ухудшение состояния здоровья детей, вызванное социальной ситуацией и иными патогенными факторами в детском саду проводится комплексная диагностика детей силами медиков, психологов, дефектологов с целью выявления нуждающихся в коррекционно-развивающей и иной реабилитационной работе.
4. Коррекционно-развивающая и медико-психологическая работа проводится как индивидуально, так и малыми группами без специального выделения учащихся из сформированных постоянных групп детского сада силами специалистов сопутствующих медико-психологических модулей.
5. В детском саду проводится специальная работа по разработке новых и адаптации имеющихся отечественных и зарубежных психосберегающих педагогических систем и технологий развития и обучения детей, построенных на аффективно-эмоционально-волевой основе.
6. В целях обеспечения содержательной и методической преемственности в работе детского сада и начальной школы, из числа наиболее подготовленных педагогов, выделяются учителя детского сада, которые совместно с воспитателем, взяв группу детей в возрасте четырех лет, доведут ее, уже в качестве учителя школы, до выпуска из начальных классов.
7. Психологический и дефектологический всеобуч сотрудников детского сада, позволяющий им быть полноправными участниками педологических консилиумов, лучше понимать специалистов психологов и дефектологов, органично вплести в ткань ежедневных занятий с детьми приемы и методы коррекционно-развивающего обучения.
На этапе дошкольного развития и обучения используются отечественные и зарубежные педагогические технологии. Дети дошкольного возраста получают элементарные навыки во владении компьютерной техникой, а также проходят начальный курс иностранного языка. Большое внимание уделяется укреплению физического и психологического здоровья воспитанников. Детский сад оборудован плавательным бассейном, детской сауной и необходимым медицинским оборудованием.
В адаптивной школе образовательная философия детского сада существует в аффективно-эмоционально-волевой парадигме
В детский сад принимаются все дети, проживающие в микрорайоне в зависимости от их особенностей и склонностей.

ДОУ работает по следующим программам:

1. Программа воспитание и обучения в детском саду (Министерство образования РФ). Данная программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе.

2. “ДЕТСТВО” Программа развития и воспитание детей в детском саду, (Министерство образования РФ).
Данная программа предусматривает активное взаимодействие ребенка с миром, с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Программе придают целостность и единую направленность три взаимосвязанные линии, которые проходят через каждый из ее разделов - это линии развития чувств, познания и творчества детей.

3. "Наш дом - природа”. Программа экологического образования дошкольников (Министерство образования РФ). (Автор Н.А. Рыжева). Воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

4. Методика Монтессори - индивидуальный подход, предусматривающий интенсивное сенсорное развитие ребенка. Раннее обучение самообслуживанию, письму, чтению, счету. Руководитель - A.M. Зевальд, учитель-экспериментатор. (Обучалась методике в Москве и Мюнхене).

5. Введение в мир экологической культуры (Рыжова Н.А., 18 часов в неделю, 6 групп - 130 детей). Основная цель - воспитание с первых лет жизни активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

6. Физкультурно-оздоровительные занятия (Жохова Н., 30 часов в неделю, 6 групп - 130 детей). Основная цель - проведение комплексных мероприятий по закаливанию детей и укреплению здоровья посредством массажа, лечебной гимнастики, бассейна, сауны.

7. Экономика и экология для шестилеток (Автор - Л.М. Кларина). Данная программа является первой частью вводного пропедевтического интегрированного курса, который знакомит детей с понятиями и закономерностями экономики и экологии, с правилами школьной жизни и правами человека.

8. “Мы - москвичи”. Программа носит интегрированный характер, предусматривает развитие у детей представления об окружающей действительности: природе, рукотворном мире, москвичах и о внутреннем мире самого ребенка.

В дополнении к общеобразовательной работе в детском саду ведется следующая работа, направленная на развитие детей и подготовку их к школе:

1. Компьютерное обучение. (Т.А. Никишина).

2. Театрализованная деятельность (И.А. Мазурова, 18 часов в неделю, 6 групп, 130 детей).

3. Музыка. Эстетическое развитие. (Л.А. Волкова, 4 часа в неделю, 2 группы, 50 детей).

4. Обучение игре на флейте. (В.М. Митевский, 6 часов в неделю, 3 группы, 60 детей).

 

 

        

  

  

  

 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА И ПЯТЫЕ КЛАССЫ

Второй модуль адаптивной школы - начальная школа. Прием в нее осуществляется как с 6-ти, так и с 7-ми лет. В начальную школу принимаются все дети из микрорайона. Если ребенок до этого не посещал детский сад, то на него заводится своя медико-психолого-педагогическая документация. Ребенок проходит и собеседование с педагогом, психологом, логопедом, дефектологом, медиком. Присутствие родителей обязательно. Школа гарантирует конфиденциальность полученной информации.

В начальной школе осуществляется обучение и развитие учащихся в соответствии с государственным стандартом образования. Дополнительно учащиеся изучают иностранный язык (английский, немецкий), проходят начальный курс компьютерного обучения. В начальной школе проводится работа по укреплению физического и психологического здоровья детей на базе центра ДАР (диагностика, адаптация, развитие).

В случае необходимости формируются коррекционные классы, призванные ликвидировать затруднения учащихся в обучении и развитии. Начальная школа укомплектована штатом медиков, психологов, логопедов и дефектологов. В процессе обучения в начальной школе используются прогрессивные отечественные и зарубежные педагогические технологии.

До 5-х классов работает группа продленного дня.

Сверхзадача - обеспечить оптимальное сочетание личностной и когнитивной парадигм.

О системе воспитательной работы в начальной школе (октябрь 2001 г.)

Особенностью воспитательной работы - гуманистическая направленность и соответствие конкретно-историческим этико-эстетическим требованиям. В организации жизнедеятельности школьного коллектива - приоритетные направления: “Москва” (Москвоведение), “Мы в долгу перед ними”, “Протяни руку ближнему”, “Фестиваль талантов”, “Открытая школа”, “Мы любим спорт”, “Школа-дом, самообслуживание”, “Соуправление (учителя + ученики)”.

Коллективная внеурочная деятельность способствует комплексному решению задач воспитания: учебно-познавательной, художественной, спортивной, трудовой, общественно полезной.

Организуются и проедятся общешкольные праздники. (“День знаний”, “День города”, “День учителя”, “Праздник букваря”, “Новогодние праздники”, “Масленица”, “Женский день”, “День Победы”, “Прощание с начальной школой”, “Предметные недели”).

Сеть школьных кружков и спортивных секций на сентябрь 2001 года представлена двадцатью наименованиями. Из них 5 предметных:
“Москвоведение” (Талалян Р.З.);
“Мы говорим по-английски” (Цветникова И.А., Назаревская Е.В.);
“Мы говорим по-немецки” (Федорова А.А.);
“Информатика” (Дроздова М.А.);
“Компьютерная грамотность” (Ажгиреева О.В.)

Занятия в предметных кружках достаточно успешно расширяют рамки учебных программ, обогащают учащихся новыми знаниями, закрепляют интерес к предмету, развивают личность ребенка.

На занятиях по Москвоведению учитель работает с лекторской группой учащихся, которые делятся знаниями и опытом работы в группе, выступая с докладами, лекциями, беседуя на разные темы из истории Москвы.

Занятия в кружках иностранных языков (Цветникова И.А., Назаревская Е.В., Федорова А.А.) способствуют активизации языковой практики учащихся. Эффективность кружковых занятий иностранного языка ярко обозначена не только в уровне организации и проведения традиционной школьной “Недели иностранного языка”, но и в итогах вступительных экзаменов в 6-ой лингвистический класс.

Ребята так же посещают кружки технического направления: “Судомоделизм” (Лебедев Ю.А.), “Керамика” (Рыбаков A.M.), “Техническое творчество” (Чепурных В. А.)

Лучшие образцы детского технического творчества традиционно представлены на школьных выставках ко “Дню учителя” и “Женскому дню”.

Девочки не отстают от мальчиков, они ходят в многопрофильный кружк “Хозяюшка” (Бубнова Т.Т.). кружек самый популярный среди маленьких хозяюшек. Швейные изделия с машинной вышивкой, художественные изделия для кухни, сюжетные аппликации в форме картин, различные по видовому исполнению сувениры юных рукодельниц ежегодно занимают призовые места на районных и городских выставках детского творчества.

Так же при начальной школе работают кружки эстетической направленности: “Весёлые краски” (Мезенова О.Н.), “Хореография” (Томилина Ю.А.), “Серебряные колокольчики” (Зинченко М.А.), ансамбль “Гармония” (Митлевский В.М.).

В танцевальной студии “Юла” (Юрченко А.Ю.), занимаются учащиеся всех возрастов. К обычным концертным выступлениям студийцев  прибавились конкурсные выступления на школьном, районном и городском уровнях.

Не забыто в начальной школе и задача физического развития. Мальчишки и девчонки посещают секции: “Волейбол”, “Баскетбол”, “Ушу”, “Таэквондо”. Для ослабленных детей работает группа лечебной физкультуры (Петрова). Все учителя физкультуры (Папанина Н.А., Ким Л.М.) ведут группы ОФП. Все учащиеся модуля 1-5 классов приобщаются к регулярным занятиям физкультуры: физзарядка во всех классах перед первым уроком, физпаузы на уроках, спортивные соревнования, олимпиады (“Весёлая лыжня”, “Мини-футбол”, “Весёлые старты”).

Для воспитания активной жизненной позиции организована деятельность ученических объединений по интересам (3-5-е классы): “Пост санитарии и гигиены”, “Зелёный патруль”, “Пост бережливых”, “Бригада физоргов”, Агитбригада “Светофорчик”.

Младшие школьники ездят на экскурсии, путешествуют за рубеж. В практике учителей 2-5-ых классов одна экскурсия в учебную четверть - обязательное мероприятие.

Налажены договорные связи с театрами: “Черёмушки”, “Диво”, “Театр на Юго-Западе”. Проводятся совместные мероприятия школы и ГАИ, школы и сотрудников ДКМ.

Школа–модуль 1-5 классов является школой смешанных способностей, где отсутствие внешнего деления компенсируется как за счёт применения различных новшеств: педагогических технологий, новых учебников, методик, программ и тд., так и открытие классов коррекционно-развивающего обучения для детей с особенностями в развитии. В настоящее время в подразделении функционирует 3 класса К.Р.О. (коррекционно-развивающего обучения). В классах предусмотрен щадящий режим учебных занятий (при полном выполнении программных требований) меньшая наполняемость от 9 -15 учащихся, индивидуальная работа с обучающимися и родителями, а также введение коррекционно-оздоровительных мероприятий. Значительных результатов в образовании детей классов К.Р.О. достигла Соловьёва Виктория Борисовна, учитель начальных классов, имеющая высшую квалификационную категорию, магистр лингвистики.

Особенностью модуля 1-5 классов является интеграция в учебно-воспитательный процесс медико-психологической службы, отслеживающей развитие ребенка и реализующей комплексную программу “Школа здоровья” с внедрением методов медикаментозных форм оздоровления. В состав медико-психологической службы модуля 1-5 классов входят: медицинская сестра, врач-офтальмолог, врач-стоматолог, логопед, 2 психолога. Координатором деятельности всех специалистов является гласная мед.сестра Обижесвет Валентина Павловна, “Отличник здравоохранения”, Председатель фонда “Школа - здоровья”.

Основными направлениями работы медико-психологической службы данного подразделения является:

1. Медико-психологическая диагностика всех обучающихся и выявление детей группы риска;

2. Профилактика хронических и часто встречающихся заболеваний;

3. Медико-психологическое сопровождение педагогических новшеств;

4. Соблюдение преемственности в диагностике детей, поступающих в 1 класс в рамках “Протокола согласованных действий”.

 С этой целью в здании модуля 1-5 классов специально оборудованы и оснащены необходимой техникой кабинеты офтальмолога, стоматолога, логопеда, психолога и медицинской сестры.

Опыт работы коллектива модуля 1-5 классов представлен открытыми уроками, даваемыми педагогами на семинарах для учителей и руководителей школ Москвы и России, а также в печатных работах.

 

Печатные работы педагогического коллектива школы-модуля 1-5 классов Центра образования № 109.

Потапова Е.Н. “Обучение письму младших школьников” (Журнал “Начальная школа” №6 1987 г.) “Радость познания”, М., “Просвещение”, 1990г.

Могилевская В.А. “Роль начальной школы в структуре многопрофильного комплекса” (Журнал “начальная школа” №2, 1994г.) “Альтернативные педагогические системы Р.Штайнера и М.Монтессори”. (Из кн. “Управление развитием школы” под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева, М.,1995г.)

Рыжикова Н.И. “Властвуй не разделяя”, газета “Начальная школа”, прилож. к газете 1 сентября (2 урока) № 12/97, март.

Смирнова Е.А. “Властвуй не разделяя”, газета “Начальная школа”, еженед. прилож. к газете 1 сентября № 12/97, март.

Бограш Г.И. Прил. к газете “1сентября” “Дошкольное образование” научно-популярная статья “Берегите глаза” август 2001г. №15

Материалы научно-практической конференции, статья “Международная научно-практическая конференция” 25-27 августа 1996г. Москва. “Вестник офтальмологии” №3,1986г. Научная статья “Эффективность профилактики повреждений и результат лечения”.

“Профессиональное Образование” статья “Школьная близорукость: новые перспективы профилактики”.

Прил. к газете “1сентября” № 13-14 апрель 1999г. ст. “Света должно быть много”. № 29 август 2000г. “Для чего нужны глаза?”

Ефремова О.В. Прил. к газете “1сентября” “Дошкольное образование” №11 июнь 2001г. Рубрика “Учись, играя” ст. “Играем на занятиях английского языка”

Медико психологическое обеспечение учебного процесса. Методические рекомендации. Книга 2 “ДАР”, 1997г.

Соловьёва В.Б. Прил. к газете “1сентября” “Дошкольное образование”

№ 9-10 2000 г. Методические рекомендации для малышей.

 

 

 

  

  

  

          

   

  

 

 ОСНОВНАЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА

Основная школа

Основная школа является третьим модулем ЦО 109. В основной школе осуществляется разноуровневое, дифференцированное обучение. Разделение детей по потокам обучения (гимназические классы, лингвистические классы, художественно-графические классы, классы педагогической поддержки) осуществляется на основе экзаменов, проводимых в конце 5-х классов, а также данных медико-психолого-педагогического консилиума. Во всех классах без исключения учащиеся получают государственный стандарт образования.

В гимназических и лингвистических классах осуществляется углубленное изучение отечественной и мировой истории и литературы, мировой художественной культуры, вводится 2-й иностранный язык. В художественно-графических классах изучается живопись, ваяние и зодчество в соответствии с программой художественных школ.

В классах педагогической поддержки осуществляется квалифицированная комплексная медико-психолого-педагогическая помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении.

С этой целью в учебном плане данных классов предусмотрены уроки комплексной коррекции и систематические занятия ипотерапией.

Особенностью основной школы является систематическое перераспределение учащихся по потокам обучения, которое осуществляется посредством экзаменов, проводимых в конце каждой четверти для учащихся, желающих перейти на повышенный уровень обучения, а также данных медико-психолого-педагогического консилиума при переводе учащихся из общеобразовательных классов в классы педагогической поддержки, и из классов педагогической поддержки в общеобразовательные классы. На всех потоках обучения учащиеся овладевают компьютерной техникой.

 

Старшая школа

Старшая школа является завершающим подразделением (модулем) Центра образования № 109. На этапе старшей школы осуществляется профильное обучение учащихся. С этой целью формируются физико-математические, медицинские и медико-биологические, лингвистические, экономические и гуманитарные классы и группы.

Набор в профильные (лицейские) классы является открытым как для учащихся Центра образования № 109, так и для учащихся других школ г. Москвы. Набор в лицейские классы осуществляется на основе вступительных экзаменов, проводимых совместными комиссиями, состоящими из педагогов Центра образования № 109 и профессорско-преподавательского состава высший учебных заведений, имеющих постоянный договор с Центром образования № 109.

При приеме в лицейские классы обязательным является медицинская справка о состоянии здоровья учащегося, подтверждающая возможность обучения в классах с повышенным содержанием образования и большими учебными нагрузками. Учащиеся, поступившие в лицейские классы, ежегодно сдают зимние и весенние сессии, подтверждая свой статус лицеиста, посещают большое количество спецкурсов и факультативов по избранной специализации. Наряду с педагогами школы учебный процесс осуществляет профессорско-преподавательский состав Московского института радиоэлектронной аппаратуры, Московского авиационно-технологического института, Российского университета дружбы народов, Московского педагогического государственного университета, Высшей школы экономики, Российского государственного медицинского университета. Вступительные экзамены в данные высшие учебные заведения являются совмещенными с выпускными экзаменами из Центра образования № 109. Учащиеся, проживающие в данном районе, не поступившие в лицейские классы, имеют право поступать в общеобразовательные классы и завершать свое обучение в соответствии с государственным стандартом образования.

Сегодня в лицее существует 6 направлений:
- гуманитарно-юридическое;
- лингвистическое;
- физико-математическое;
- художественно-графическое;
- медицинское;
- экономико-социологическое.

  

  

   

  

Медико-психолого-педагогическое обеспечение

Медицинский центр обеспечивает комплексный подход к проблеме оздоровления и лечения, в условиях адаптивной образовательной модели.

Задачи медицинского центра:

1. Внедрение теоретических и практических наработок по реализации программы "Школа здоровья".
2. Массовое проведение оздоровительных мероприятий, в условиях детского сада и начальной школы:
• фитотерапия для детей с хронической желудочно-кишечной и бронхолегочной патологией, астено-невротическим синдромом, почечной патологией, кожными заболеваниями и для часто болеющих детей;
• аэрофитотерапия;
• витаминизация детей фитоосновой "Энерготон";
• офтальмотренажер и релаксационные очки с лечебными травами по рекомендации окулиста;
• занятия лечебной физкультурой для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, уплощение стоп).
3. Использование эффективных, недорогих методов санации, обеспечивающих максимально полный охват детей, вне учебных занятий.
4. Освоение современных разработок по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний у детей и адаптация их в условиях режима учебного учреждения.
5. Обобщение и распространение опыта работы медицинской сестры по организации медицинского обслуживания детей детского сада, школы.

 

В основной и старшей школе продолжается психологическое, дефектологическое и медицинское сопровождение учащихся. Специалисты проводят исследования по социометрии, выявляют интеллектуальный уровень развития школьников. Дефектологи оказывают помощь тем подросткам, которые имеют трудности в учебе. А у родителей всегда есть возможность получить консультацию у любого специалиста вышеуказанных служб. У нас в школе ребята любят приходить в кабинет психолога. «Почему?» - спросите вы. Потому что в этом кабинете можно узнать много нового о самом себе: своих способностях, характере и обсудить свои отношения с ребятами, родителями и учителями. А ещё - и это, пожалуй, самое главное- здесь бывают групповые тренинги. На них мы учимся взаимопониманию, доверию и построению взаимоотношений на позициях сотрудничества. А вы знаете, что такое сотрудничество.

Знаете ли Вы нас? Хотите ли помочь нам?

Ответы на эти вопросы Вы получите, приняв участие в работе курсов по повышению квалификации (подпрограммы № 1, № 2, № 3, № 4 - коррекционно-развивающее обучение. Авторы программы профессор Забрамная С.Д. и специалист-дефектолог Симонова И.А.). В предлагаемых программах раскрываются основы специальных дефектологических знаний, которые позволяют понять причины неуспеваемости и отклонений в поведении детей и выбрать в каждом конкретном случае адекватные формы и методы их обучения и воспитания. В содержании программы предусмотрено сообщение знаний, обеспечивающих следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую (диагностику уровня сформированности психических новообразований и отклонений в развитии детей дошкольного и школьного возраста); коррекционно-развивающую (разработку и проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих программ); организационно-воспитательную (проведение систематической работы по коррекции психических процессов и личности); консультационную (с педагогами, с родителями).

Учителям начальной школы и классов КРО

Звонок еще не прозвенел, но Вы уже должны иметь первое представление о своих учениках: хорошо ли видит, слышит, говорит. Сведения об этом вы получите из медицинской карты. Что же надо сделать, чтобы ребенок стал внимательнее, научился пользоваться приемами запоминания и припоминания, как развить его восприятие, воображение, мышление, речь? Об этом Вы узнаете на наших занятиях (см. подпрограммы №1, № 2, № 4). Ну, а пока читайте книжки (см. список рекомендуемой литературы). Необходимо с первых же дней работы с детьми знать, хорошо ли развита речь ребенка. Кому нужна помощь школьного логопеда? Как определить «группу риска» по возникновению нарушений письма и чтения на первых этапах обучения грамоте? Педагогов должно насторожить следующее:
- нарушение произношения и плохая артикуляция;
- искажение структуры слова;
- аграмматизм фразы;
- нарушение звукобуквенного анализа;
- смешение оптически сходных букв;
- неумение составлять связное высказывание;
- недостаточно развитая мелкая моторика рук.
Как выявить и как помочь этим детям овладеть грамотой, Вы узнаете в подпрограмме № 3, а также в предлагаемых изданиях.

Важнейшей задачей дошкольных учреждений и родителей является подготовка детей к школьному обучению. Как готовить ребенка к школе, чему необходимо научить его, Вы узнаете из подпрограммы № 4. Не забудьте учить детей общению со сверстниками и взрослыми. Формируйте адекватную самооценку. Как предупредить агрессию у одних и преодолеть страх, тревожность у других? Приходите к нам, и мы Вас научим!

Подпрограмма № 1 адресована учителям классов КРО. В ней раскрываются проблемы детей с особенностями развития, а также основные направления коррекционно-развивающей работы с учащимися классов КРО. Слушателей курсов знакомят с причинами отклонений в развитии детей (биологические, социальные, педагогические). Дается характеристика детям с нарушениями анализаторов (слуха, зрения, речи, двигательной сферы); с нарушением эмоциональной сферы и поведения; с интеллектуальным недоразвитием; с задержкой психического развития. Освещается организация и содержание работы по изучению и оказанию помощи учащимся классов КРО. Показывается роль психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в образовательном учреждении. Слушатели курсов посещают уроки в классах КРО и присутствуют на обследовании детей. Особое внимание обращается на психолого-педагогическую диагностику предпосылок школьной дезадаптации. В программе раскрываются задачи и технологии коррекционно-развивающего обучения, предлагаются конкретные наглядно-практические материалы для развития отдельных функций.

Подпрограмма № 2 для психологов и членов ПМПк. В данной подпрограмме раскрываются проблемы школьной дезадаптации, освещается деятельность ПМПк, раскрывается организация и содержание психолого-педагогического «сопровождения» учащихся классов КРО. Для слушателей курса^ предусмотрено знакомство с групповой психокоррекционной работой, проведение специальных психотренингов с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведения.

Подпрограмма № 3 для учителей начальных классов, преподавателей русского языка и логопедов. Программа посвящена проблемам школьной неуспеваемости. Показаны приемы психолого-педагогической диагностики готовности детей к школьному обучению (психоэмоциональная зрелость, сформированность навыков об$нения с детьми и взрослыми, произвольная деятельность, уровень развития отдельных психических функций, развитие моторики). Особое внимание в программе уделяется развитию речи и нарушению чтения и письма (дислексия и дисграфия). Дается описание симптоматики и анализируются психологические механизмы нарушения письма и чтения. Раскрывается технология коррекционных мероприятий по преодолению дисграфии и дислексии.

Подпрограмма № 4 адресована воспитателям дошкольных учреждений и родителям. В программе дается характеристика детей дошкольного возраста с проблемами развития; методы психолого-педагогической диагностики с целью раннего выявления несформированности тех или иных психических процессов, качеств личности и оказание направленной помощи. Дается подробный анализ формирования предпосылок школьного обучения. Особое внимание обращается на формирование механизмов эмоциональной адаптации и саморегуляции, формирование навыков общения с детьми и взрослыми. Большое место отведено консультативной помощи семьям по созданию детско-родительских отношений.

 

Рекомендуемая литература:

1. Актуальные проблемы развития задержки психического развития детей. /Под редакцией Лебединской КС. М., 1982.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.

3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития /1 год обучения/. М., 2000.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1975.

5. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. М., 1981.

6. Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группах развития. /Сб. научных трудов. М., 1991.

7. Дети с задержкой психологического развития. М., 1984.

8. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей. /Под редакцией Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. М., 1986.

9. Беличова С.А. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.

10. Ю.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

11. И.Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М., 2001.

12. 3абрамная С.Д. Психологическая диагностика умственного развития. М., 1995.

13. 3абрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1998.

14. 3абрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. М., 2000.

15. 3абрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. М., 2001.

1б. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М., 2001.

17. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. М., 1989.

19. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.

20. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1993.

21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.

22. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.

23. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 1993.

24. Овчарова Р.В. социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. М., 1995.

25. Кулагина И.Ю., Калмыкова З.И. Отстающие в учении школьники. М., 1986.

26. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1996.

27. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития деятельности младших школьников. М., 1996.

28. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998.

29. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (учебное пособие). М., 1996.

30. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

31. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.-Новгород, 1994.

32. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Л.С. Выготский и практическая и психологическая служба образования сегодня. Н.-Новгород. 2001.

33. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. М., 1999.

34. Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1996.

 

 

ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЁНКА ПАДАЕТ ЗРЕНИЕ:

В здании Старшей школы ежегодно открываются занятия для детей с миопией различной степени. Занятия проводит Захаров Владимир Валентинович. Во время занятий используются различные методики: Норбекова, Бейтса, дети получают навыки акупунктурного массажа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Наилучший результат: улучшение зрения на 0,5 диоптрии за одно занятие. Если миопия находится в начальной стадии, возможно полное восстановление зрения.

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В Центре образования № 109 реализуется целостная динамичная система воспитательной работы.

 

Центральная воспитательная задача - координированный рост свободы и ответственности личности, готовой к решению все усложняющихся нравственных задач. Данной глобальной цели в конечном итоге подчинен как учебный, так и воспитательный процесс в широком смысле слова, включающий как урочную, так и внеклассную деятельность. Система целей, вытекающих из этой задачи, достаточно подробно поэтапно выстроена в образовательных подпрограммах каждого модуля, в разделах, посвященных усилению воспитывающей функции обучения. Отсюда следует, что сама система воспитательной работы Центра образования не нуждается в своем отдельном целеполагании, но отражает общие аксиологические позиции, с учетом специфики организации внеклассной деятельности учащихся. Уточненные ценностные подходы не отменяют традиционных направлений воспитывающей деятельности: познавательно-информационное, трудовое и профориентационное, художественно-эстетическое, историко-патриотическое, экскурсионно-краеведческое и т.д., но наполняют их более осмысленным содержанием. Базовым основанием, на котором строится воспитательная система Центра образования является система коллективных творческих дел, сложившаяся в школе за двадцать два года существования, включающая такие функциональные формы как:

  • праздник прощания с детским садом и посвящения в школьники;

  • День знаний;

  • праздник прощания с первым учителем;

  • день рождение класса (в связи с переформированием классов в основной школе);

  • посвящение в лицеисты;

  • последний звонок;

  • выпускной вечер;

  • День Победы;

  • традиционные КВНы по параллелям;

  • творческие отчеты по итогам летних экспедиций;

  • тематические предметные недели.

Специфическими особенностями всех коллективных традиционных творческих дел, проводимых в каждом подразделении школы, являются их обязательная театрализация и совместное участие детских, родительских и учительских коллективов.

 

Особенности воспитательной системы Центра образования № 109

• наличие специальной организационной структуры: центра дополнительного образования в рамках адаптивной школы, имеющего серьезную материальную и кадровую базу для решения воспитательных задач;

• наличие медико-психолого-дефектологической службы, позволяющей осуществлять диагностику, выявлять на ранних этапах развития детей склонности, способности и реальные познавательные интересы, в том числе с целью целенаправленной организации их внеклассной деятельности;

• наличие субъектов управления, отвечающих за разноуровневую дифференциацию, коррекционно-развивающую линию обучения и воспитания учащихся (заместители директора, кураторы классов педагогической поддержки);

• большая организационная и идейная связанность учебного и воспитательного процессов во всех модулях (подразделениях) Центра образования, вытекающая из идеологии и практики адаптивной модели школы; Расширение и углубление базовых оснований системы воспитательной работы в свою очередь требуют:
- упрощения управленческих процедур планирования, организаций, контроля и корректирования воспитательной деятельности;
- повышения координирующих начал в управлении, с учетом большого количества субъектов управления воспитательной системой;
- уточнения должностных обязанностей заместителей директора по воспитательной работе, по центру дополнительного образования, классных руководителей, кураторов классов педагогической поддержки, педагогов дополнительного образования, начальников отделов и руководителей лабораторий.

 

В целях реализации деятельностного подхода к организации воспитательной работы в классах, классные коллективы работают добровольно выбранным целевым комплексным программам: «Милосердие», «Мы в долгу перед Вами», «Экология», «Туризм и краеведение», «Театр», и т. п.

Работа по целевым комплексным программам позволяет интегрировать воспитательные усилия классных руководителей и детских коллективов, создавая условия для организации разновозрастных групп учащихся, реализующих сходные проекты.

Второй линией организации воспитывающей деятельности является участие классных коллективов в коллективных творческих делах школы.

Третья линия - работа учащихся в творческих объединениях по интересам на базе школы и центра дополнительного образования.

Четвертая линия - внеурочная деятельность по предметам.

 

Центральные организационно-педагогические идеи:

  • максимальное переплетение всех четырех линий с целью получения резонансного воспитательного эффекта (на сегодняшний день существуют классы целиком интегрированные в структуру Клуба путешественников, и наоборот, Клуб путешественников является коллективным разработчиком и организатором ряда коллективных творческих дел в школе в целом;

  • снятие барьеров, разделяющих учебную и воспитательную деятельность (занятия по ипотерапии в конном клубе включены как обязательные в учебный процесс коррекционно-развивающих классов, а подготовка рефератов, оцениваемых в учебной деятельности, осуществляется на базе творческих объединений и лабораторий центра дополнительного образования);

  • создание условий и стимулирование организации детско-взрослых временных объединений и педагогических команд под конкретную творческую проблему (создание сайта школы, регулярный выпуск школьной газеты, участие в мероприятиях московского клуба "Волшебная Мышь" и т. п.).

Заявленные организационно-педагогические идеи имеют целью: актуализацию знаний, умений и навыков учащихся, накопленных в учебном процессе, репродукцию творческих состояний воспитанников, углубление содержания воспитывающей деятельности.

Навстречу воспитывающему обучению должно идти углубленное содержательное воспитание, построенное на ясных аксиологических основаниях и деятельностном психологическом подходе.

По отношению к воспитательной системе, ценностное управление является приоритетным.

 

Важнейшим инструментом ценностного управления является постепенная, ненасильственная реквалификация педагогических кадров по проблемам: философия образования, культурология, религиоведения, философская антропология, гуманистическая и психология. Сложность данного комплекса знаний, сопротивление обыденного сознания «лишней», «избыточной» информации, повышенная тревожность учителя, вызванная его социально-экономическим статусом диктуют особые условия реквалификации педагогических кадров:

  • недопустимость академического изложения данных проблем в системе лекционных курсов по каждой из вышеперечисленных дисциплин;

  • использование добровольных клубных форм работы с педагогическими кадрами: педагогические гостиные, круглые столы и т.п.;

  • целостное междисциплинарное, педагогическое ориентированное изложение означенных проблем с последующим обсуждением (своего рода гиштальт культуры для педагогов);

  • перенесение акцента на содержательный аспект воспитывающей деятельности;

  • постепенное введение в оборот педагогики новых источников, проясняющих аксиологию воспитания в современных условиях.

 

Hosted by uCoz