Детский
сад № 1488 является дошкольным отделением (модулем) Центра образования № 109. В
детском саду осуществляется комплексная медико-психологическая диагностика
детей, с целью раннего выявления их склонностей и способностей. Цели и задачи
детского сада в адаптивной школе формулируются следующим образом: ДОУ работает по следующим программам: 1. Программа воспитание и обучения в детском саду (Министерство образования РФ). Данная программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе.
2.
“ДЕТСТВО” Программа развития и воспитание детей в детском саду, (Министерство
образования РФ). 3. "Наш дом - природа”. Программа экологического образования дошкольников (Министерство образования РФ). (Автор Н.А. Рыжева). Воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. 4. Методика Монтессори - индивидуальный подход, предусматривающий интенсивное сенсорное развитие ребенка. Раннее обучение самообслуживанию, письму, чтению, счету. Руководитель - A.M. Зевальд, учитель-экспериментатор. (Обучалась методике в Москве и Мюнхене). 5. Введение в мир экологической культуры (Рыжова Н.А., 18 часов в неделю, 6 групп - 130 детей). Основная цель - воспитание с первых лет жизни активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. 6. Физкультурно-оздоровительные занятия (Жохова Н., 30 часов в неделю, 6 групп - 130 детей). Основная цель - проведение комплексных мероприятий по закаливанию детей и укреплению здоровья посредством массажа, лечебной гимнастики, бассейна, сауны. 7. Экономика и экология для шестилеток (Автор - Л.М. Кларина). Данная программа является первой частью вводного пропедевтического интегрированного курса, который знакомит детей с понятиями и закономерностями экономики и экологии, с правилами школьной жизни и правами человека. 8. “Мы - москвичи”. Программа носит интегрированный характер, предусматривает развитие у детей представления об окружающей действительности: природе, рукотворном мире, москвичах и о внутреннем мире самого ребенка. В дополнении к общеобразовательной работе в детском саду ведется следующая работа, направленная на развитие детей и подготовку их к школе: 1. Компьютерное обучение. (Т.А. Никишина). 2. Театрализованная деятельность (И.А. Мазурова, 18 часов в неделю, 6 групп, 130 детей). 3. Музыка. Эстетическое развитие. (Л.А. Волкова, 4 часа в неделю, 2 группы, 50 детей). 4. Обучение игре на флейте. (В.М. Митевский, 6 часов в неделю, 3 группы, 60 детей). |
|
Второй модуль адаптивной школы - начальная школа. Прием в нее осуществляется как с 6-ти, так и с 7-ми лет. В начальную школу принимаются все дети из микрорайона. Если ребенок до этого не посещал детский сад, то на него заводится своя медико-психолого-педагогическая документация. Ребенок проходит и собеседование с педагогом, психологом, логопедом, дефектологом, медиком. Присутствие родителей обязательно. Школа гарантирует конфиденциальность полученной информации. В начальной школе осуществляется обучение и развитие учащихся в соответствии с государственным стандартом образования. Дополнительно учащиеся изучают иностранный язык (английский, немецкий), проходят начальный курс компьютерного обучения. В начальной школе проводится работа по укреплению физического и психологического здоровья детей на базе центра ДАР (диагностика, адаптация, развитие). В случае необходимости формируются коррекционные классы, призванные ликвидировать затруднения учащихся в обучении и развитии. Начальная школа укомплектована штатом медиков, психологов, логопедов и дефектологов. В процессе обучения в начальной школе используются прогрессивные отечественные и зарубежные педагогические технологии. До 5-х классов работает группа продленного дня. Сверхзадача - обеспечить оптимальное сочетание личностной и когнитивной парадигм. О системе воспитательной работы в начальной школе (октябрь 2001 г.) Особенностью воспитательной работы - гуманистическая направленность и соответствие конкретно-историческим этико-эстетическим требованиям. В организации жизнедеятельности школьного коллектива - приоритетные направления: “Москва” (Москвоведение), “Мы в долгу перед ними”, “Протяни руку ближнему”, “Фестиваль талантов”, “Открытая школа”, “Мы любим спорт”, “Школа-дом, самообслуживание”, “Соуправление (учителя + ученики)”. Коллективная внеурочная деятельность способствует комплексному решению задач воспитания: учебно-познавательной, художественной, спортивной, трудовой, общественно полезной. Организуются и проедятся общешкольные праздники. (“День знаний”, “День города”, “День учителя”, “Праздник букваря”, “Новогодние праздники”, “Масленица”, “Женский день”, “День Победы”, “Прощание с начальной школой”, “Предметные недели”).
Сеть школьных кружков и
спортивных секций на сентябрь 2001 года представлена двадцатью наименованиями.
Из них 5 предметных: Занятия в предметных кружках достаточно успешно расширяют рамки учебных программ, обогащают учащихся новыми знаниями, закрепляют интерес к предмету, развивают личность ребенка. На занятиях по Москвоведению учитель работает с лекторской группой учащихся, которые делятся знаниями и опытом работы в группе, выступая с докладами, лекциями, беседуя на разные темы из истории Москвы. Занятия в кружках иностранных языков (Цветникова И.А., Назаревская Е.В., Федорова А.А.) способствуют активизации языковой практики учащихся. Эффективность кружковых занятий иностранного языка ярко обозначена не только в уровне организации и проведения традиционной школьной “Недели иностранного языка”, но и в итогах вступительных экзаменов в 6-ой лингвистический класс. Ребята так же посещают кружки технического направления: “Судомоделизм” (Лебедев Ю.А.), “Керамика” (Рыбаков A.M.), “Техническое творчество” (Чепурных В. А.) Лучшие образцы детского технического творчества традиционно представлены на школьных выставках ко “Дню учителя” и “Женскому дню”. Девочки не отстают от мальчиков, они ходят в многопрофильный кружк “Хозяюшка” (Бубнова Т.Т.). кружек самый популярный среди маленьких хозяюшек. Швейные изделия с машинной вышивкой, художественные изделия для кухни, сюжетные аппликации в форме картин, различные по видовому исполнению сувениры юных рукодельниц ежегодно занимают призовые места на районных и городских выставках детского творчества. Так же при начальной школе работают кружки эстетической направленности: “Весёлые краски” (Мезенова О.Н.), “Хореография” (Томилина Ю.А.), “Серебряные колокольчики” (Зинченко М.А.), ансамбль “Гармония” (Митлевский В.М.). В танцевальной студии “Юла” (Юрченко А.Ю.), занимаются учащиеся всех возрастов. К обычным концертным выступлениям студийцев прибавились конкурсные выступления на школьном, районном и городском уровнях. Не забыто в начальной школе и задача физического развития. Мальчишки и девчонки посещают секции: “Волейбол”, “Баскетбол”, “Ушу”, “Таэквондо”. Для ослабленных детей работает группа лечебной физкультуры (Петрова). Все учителя физкультуры (Папанина Н.А., Ким Л.М.) ведут группы ОФП. Все учащиеся модуля 1-5 классов приобщаются к регулярным занятиям физкультуры: физзарядка во всех классах перед первым уроком, физпаузы на уроках, спортивные соревнования, олимпиады (“Весёлая лыжня”, “Мини-футбол”, “Весёлые старты”). Для воспитания активной жизненной позиции организована деятельность ученических объединений по интересам (3-5-е классы): “Пост санитарии и гигиены”, “Зелёный патруль”, “Пост бережливых”, “Бригада физоргов”, Агитбригада “Светофорчик”. Младшие школьники ездят на экскурсии, путешествуют за рубеж. В практике учителей 2-5-ых классов одна экскурсия в учебную четверть - обязательное мероприятие. Налажены договорные связи с театрами: “Черёмушки”, “Диво”, “Театр на Юго-Западе”. Проводятся совместные мероприятия школы и ГАИ, школы и сотрудников ДКМ. Школа–модуль 1-5 классов является школой смешанных способностей, где отсутствие внешнего деления компенсируется как за счёт применения различных новшеств: педагогических технологий, новых учебников, методик, программ и тд., так и открытие классов коррекционно-развивающего обучения для детей с особенностями в развитии. В настоящее время в подразделении функционирует 3 класса К.Р.О. (коррекционно-развивающего обучения). В классах предусмотрен щадящий режим учебных занятий (при полном выполнении программных требований) меньшая наполняемость от 9 -15 учащихся, индивидуальная работа с обучающимися и родителями, а также введение коррекционно-оздоровительных мероприятий. Значительных результатов в образовании детей классов К.Р.О. достигла Соловьёва Виктория Борисовна, учитель начальных классов, имеющая высшую квалификационную категорию, магистр лингвистики. Особенностью модуля 1-5 классов является интеграция в учебно-воспитательный процесс медико-психологической службы, отслеживающей развитие ребенка и реализующей комплексную программу “Школа здоровья” с внедрением методов медикаментозных форм оздоровления. В состав медико-психологической службы модуля 1-5 классов входят: медицинская сестра, врач-офтальмолог, врач-стоматолог, логопед, 2 психолога. Координатором деятельности всех специалистов является гласная мед.сестра Обижесвет Валентина Павловна, “Отличник здравоохранения”, Председатель фонда “Школа - здоровья”. Основными направлениями работы медико-психологической службы данного подразделения является: 1. Медико-психологическая диагностика всех обучающихся и выявление детей группы риска; 2. Профилактика хронических и часто встречающихся заболеваний; 3. Медико-психологическое сопровождение педагогических новшеств; 4. Соблюдение преемственности в диагностике детей, поступающих в 1 класс в рамках “Протокола согласованных действий”. С этой целью в здании модуля 1-5 классов специально оборудованы и оснащены необходимой техникой кабинеты офтальмолога, стоматолога, логопеда, психолога и медицинской сестры. Опыт работы коллектива модуля 1-5 классов представлен открытыми уроками, даваемыми педагогами на семинарах для учителей и руководителей школ Москвы и России, а также в печатных работах.
Печатные работы педагогического коллектива школы-модуля 1-5 классов Центра образования № 109. Потапова Е.Н. “Обучение письму младших школьников” (Журнал “Начальная школа” №6 1987 г.) “Радость познания”, М., “Просвещение”, 1990г. Могилевская В.А. “Роль начальной школы в структуре многопрофильного комплекса” (Журнал “начальная школа” №2, 1994г.) “Альтернативные педагогические системы Р.Штайнера и М.Монтессори”. (Из кн. “Управление развитием школы” под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева, М.,1995г.) Рыжикова Н.И. “Властвуй не разделяя”, газета “Начальная школа”, прилож. к газете 1 сентября (2 урока) № 12/97, март. Смирнова Е.А. “Властвуй не разделяя”, газета “Начальная школа”, еженед. прилож. к газете 1 сентября № 12/97, март. Бограш Г.И. Прил. к газете “1сентября” “Дошкольное образование” научно-популярная статья “Берегите глаза” август 2001г. №15 Материалы научно-практической конференции, статья “Международная научно-практическая конференция” 25-27 августа 1996г. Москва. “Вестник офтальмологии” №3,1986г. Научная статья “Эффективность профилактики повреждений и результат лечения”. “Профессиональное Образование” статья “Школьная близорукость: новые перспективы профилактики”. Прил. к газете “1сентября” № 13-14 апрель 1999г. ст. “Света должно быть много”. № 29 август 2000г. “Для чего нужны глаза?” Ефремова О.В. Прил. к газете “1сентября” “Дошкольное образование” №11 июнь 2001г. Рубрика “Учись, играя” ст. “Играем на занятиях английского языка” Медико психологическое обеспечение учебного процесса. Методические рекомендации. Книга 2 “ДАР”, 1997г. Соловьёва В.Б. Прил. к газете “1сентября” “Дошкольное образование” № 9-10 2000 г. Методические рекомендации для малышей.
|
|
Основная школа Основная школа является третьим модулем ЦО 109. В основной школе осуществляется разноуровневое, дифференцированное обучение. Разделение детей по потокам обучения (гимназические классы, лингвистические классы, художественно-графические классы, классы педагогической поддержки) осуществляется на основе экзаменов, проводимых в конце 5-х классов, а также данных медико-психолого-педагогического консилиума. Во всех классах без исключения учащиеся получают государственный стандарт образования. В гимназических и лингвистических классах осуществляется углубленное изучение отечественной и мировой истории и литературы, мировой художественной культуры, вводится 2-й иностранный язык. В художественно-графических классах изучается живопись, ваяние и зодчество в соответствии с программой художественных школ. В классах педагогической поддержки осуществляется квалифицированная комплексная медико-психолого-педагогическая помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении. С этой целью в учебном плане данных классов предусмотрены уроки комплексной коррекции и систематические занятия ипотерапией. Особенностью основной школы является систематическое перераспределение учащихся по потокам обучения, которое осуществляется посредством экзаменов, проводимых в конце каждой четверти для учащихся, желающих перейти на повышенный уровень обучения, а также данных медико-психолого-педагогического консилиума при переводе учащихся из общеобразовательных классов в классы педагогической поддержки, и из классов педагогической поддержки в общеобразовательные классы. На всех потоках обучения учащиеся овладевают компьютерной техникой.
Старшая школа Старшая школа является завершающим подразделением (модулем) Центра образования № 109. На этапе старшей школы осуществляется профильное обучение учащихся. С этой целью формируются физико-математические, медицинские и медико-биологические, лингвистические, экономические и гуманитарные классы и группы. Набор в профильные (лицейские) классы является открытым как для учащихся Центра образования № 109, так и для учащихся других школ г. Москвы. Набор в лицейские классы осуществляется на основе вступительных экзаменов, проводимых совместными комиссиями, состоящими из педагогов Центра образования № 109 и профессорско-преподавательского состава высший учебных заведений, имеющих постоянный договор с Центром образования № 109. При приеме в лицейские классы обязательным является медицинская справка о состоянии здоровья учащегося, подтверждающая возможность обучения в классах с повышенным содержанием образования и большими учебными нагрузками. Учащиеся, поступившие в лицейские классы, ежегодно сдают зимние и весенние сессии, подтверждая свой статус лицеиста, посещают большое количество спецкурсов и факультативов по избранной специализации. Наряду с педагогами школы учебный процесс осуществляет профессорско-преподавательский состав Московского института радиоэлектронной аппаратуры, Московского авиационно-технологического института, Российского университета дружбы народов, Московского педагогического государственного университета, Высшей школы экономики, Российского государственного медицинского университета. Вступительные экзамены в данные высшие учебные заведения являются совмещенными с выпускными экзаменами из Центра образования № 109. Учащиеся, проживающие в данном районе, не поступившие в лицейские классы, имеют право поступать в общеобразовательные классы и завершать свое обучение в соответствии с государственным стандартом образования.
Сегодня в лицее существует
6 направлений: |
|